Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся, на сегодняшний день, является одной из наиболее важных и актуальной в современной школе. Во многом это связано с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением самой системы образования, внедрением и проектированием новых технологий. Лучшее место в модернизации духовно-нравственного воспитания учащихся современной школы отводится школьным музеям. Деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея. В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Наш комплексный краеведческий музей работает по следующим направлениям: Великая Отечественная война, Афганская война и русский быт. Организация экскурсий и музейных мероприятий — это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох. Большая работа проводится по расширению и комплектованию фонда. Особое место в школьном музее занимают материалы о воине-афганце, выпускнике нашей школе Михаиле Щербакове. Учащиеся с удовольствием посещают школьный музей, а некоторые проявляют особую заинтересованность. Именно они и становятся школьными экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской работой, помогают в реставрационной деятельности, оформляют школьный музей. Все это позволяет сделать работу музейной комнаты интересной для учащихся и способствует их духовно — нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность школьного музея.